logo logo
Часы работы:
вт., ср., пт., сб., вс.
11:00 - 19:00
чт.
13:00 - 21:00
пн.
выходной
Последний вторник месяца - санитарный день

Лекторий

Уважаемые посетители, программа лекций и мероприятий в музее может меняться по независящим от нас причинам. Пожалуйста, следите за нашими новостями на сайте и в социальных сетях — здесь мы публикуем всю актуальную информацию.

 

7 декабря в 19:00 лекция “Древнерусские мотивы в керамике М.А. Врубеля”

О творческом поиске Михаила Врубеля национальной самобытности расскажет собиратель прекрасного, историк искусства и ведущий эксперт по живописи и графике аукционного дома «Русская эмаль», Дмитрий Поликарпов. На лекции посетители познакомятся с керамикой, созданной в Абрамцевской гончарной мастерской, а также с двумя вазами художника из собрания коллекционера.

Обращение к многовековым национальным традициям стало доминирующей тенденцией в русском искусстве последней четверти XIX века. На волне растущего интереса к исторической России были опубликованы многочисленные исследования, посвященные древним памятникам русской архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Интерес к национальному художественному наследию нашел живой отклик в творчестве такого универсального и самобытного художника как М.А. Врубель – его по праву можно считать одним из создателей неорусского стиля, пришедшего на смену историзму.

     

С первых самостоятельных шагов в искусстве в Киеве, Москве и Абрамцеве Врубель был вовлечен в формирование эстетических принципов, способствующих созданию единого стиля, основанного на художественном наследии. Всё это нашло отражение и в творчестве Врубеля-керамиста.  Апогеем этих исканий стали керамические сюиты «Садко» и «Снегурочка», камин «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича» и декоративные вазы, созданные в абрамцевской гончарной мастерской в 1898-1899 годах.

Лекция проводится в рамках выставки «Абрамцево. Искусство или жизнь?», которая совсем недавно была открыта в Музее В.А. Тропинина.

Лекция состоится 7 декабря, в четверг, в 19:00. Для участия необходимо приобрести входной билет и зарегистрироваться на сайте.

 

 

16 ноября в 19:00 лекция “Как помочь ребёнку полюбить музеи”

На интерактивной лекции-экскурсии психолог Люция Сулейманова проведёт интерактивную дискуссию в выставочном пространстве нашего музея и расскажет о путях взаимодействия с музеем, о том, как можно привить любовь к посещению музеев и культурных институций, как говорить о них с детьми и взрослыми. Мы поговорим о любови к искусству как к источнику счастья и о том, как происходит формирование художественного вкуса.
Вы узнаете, к какому типу относится Ваш ребёнок, и какой стиль обучения подходит ему больше на пример пар учителей и учеников живописцев, собранных на нашей выставке.

Люция Сулейманова — кандидат психологических наук, клинический психолог с 20-летним стажем, эксперт ТВ, колумнист, автор таких книг, как “Как попасть во дворец, если ты не золушка” и “Можно все: возраст вдохновения”, ведущая тренингов «Ловушки любви», «Чувства, которые мы выбираем», «Жизнь после предательства», «Семья и как в ней уцелеть» и других авторских программ.

Для посещения лекции-экскурсии необходима регистрация

 

9 ноября в 19:00 лекция “Владимир Соколов друг и ученик Исаака Левитана”

Дмитрий Поликарпов расскажет о творчестве ярчайшего представителя Московской школы живописи конца XIX столетия – начала XX века, в работах, которого можно было увидеть уже ушедшие уголки нашей страны. В особенности коллекционер затронет темы взаимоотношений между учеником и учителем, Соколовым и Левитаном, а также творческие чаяния младшего художника во времена, когда подражание Левитану наскучило публике, критикам и самому живописцу.

Лектор — Дмитрий Поликарпов, коллекционер, историк искусства. Работы из собрания Дмитрия и Татьяны Поликарповых представлены  на выставке “Учитель и ученик”.

Зарегистрироваться

 

 

 

28 сентября в 19:00 лекция «Город и горожане в середине XIX века. Самоощущение, эмоции, тенденции»

28 сентября в 19:00 в музее пройдёт лекция историка, преподавателя университета Буэнос-Айреса Александра Дементьева «Город и горожане в середине XIX века. Самоощущение, эмоции, тенденции».

К середине XIX в. эпоха романтизма в живописи уступает свое место реализму.  Протагонистами на полотнах становятся те люди и сцены, которые раньше оставались в тени. А что, если это произошло не просто из-за смены моды на художественные стили? Возможно что-то изменилось, в самой городской жизни, в ней появилось что-то иное? Что, если в настроениях простых горожан появилась новая эмоция, которая уже не могла ускользнуть от внимания художника.

Мы поговорим о горожанах, их самоощущении и эмоциях, запечатленных не только на полотнах Тропинина, но и для полноты образа эпохи на картинах его далёкого современника с берегов реки Ла-Плата уругвайского художника Хуана Мануэля Бланеса.

Для посещения лекции необходимо купить входной билет в музей и зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

Лекция С. Н. Головина о портрете Александра Ивановича Александровского

25 мая, четверг, 19:00

В XIX веке в России награды играли огромную роль в жизни служащих. Очень многие военные и чиновники имели свой уникальный набор орденов и медалей. На знании фалеристики и униформологии во многом основывается Историко-предметный метод атрибуции произведений портретной живописи, задача которого заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кто же изображен на портрете неизвестного, чье имя по самым разным причинам затерялось в глубине веков.

В нашем музее продолжается цикл лекций о процессе атрибуции портретов. В этот раз речь пойдет о портрете секретаря Владимирской духовной консистории А.И. Александровском.

Лектором выступит Сергей Николаевич Головин, фалерист-исследователь. Автор ряда научных статей по отечественной и иностранной фалеристике, Орденской и Наградной системе Российской Империи, выполнил несколько десятков атрибуций портретов неизвестных XVIII – XIX веков из крупнейших российских и зарубежных музеев, а также частных коллекций.

Мероприятие бесплатно при наличии входного билета в музей и регистрации.

Зарегистрироваться

 

Лекция С. Н. Головина о портрете Александра Филипповича Постельса

19 мая, пятница, 17:00

В современном мире, где существует селфи, сложно представить, что пару столетий назад запечатлеть свой образ на память удавалось лишь немногим и порой всего один раз за всю жизнь. Бывало и так, что имя знаменитого когда-то человека бесследно терялось, а его облик превращался в «портрет неизвестного». Старинные ордена, медали, звезды и ленты, запечатленные на потемневших от времени полотнах, кажутся теперь чем-то неведомым и загадочным. Между тем это и есть послание из прошлого, заботливо оставленное художником. Стоит только правильно прочитать тайный шифр, и портрет сам начнёт рассказывать о себе.

Музей В.А. Тропинина приглашает гостей на встречу с автором ряда научных статей по отечественной и иностранной фалеристике, Сергеем Николаевичем Головиным, который расскажет о процессе атрибуции ранее «Портрета неизвестного с орденом Святой Анны», а ныне «Портрета действительного статского советника Александра Филипповича Постельса» кисти художника Н.Л.  Тютрюмова.

Зарегистрироваться

 

“Находки и атрибуции. Опыт коллекционера.”

4 мая, четверг, 19:00

Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени приглашает гостей на встречу с известным московским коллекционером Сергеем Подстаницким, который поговорит о своей коллекции, физических и атрибуционных находках. Посетители окунутся в мир частного коллекционирования, узнают, как проходит процесс атрибуции. Собиратель также предоставит вниманию зрителей ранее неизвестную работу кисти Василия Андоеевича Тропинина, которая была ранее неверно атрибутирована как произведение совершенно другой художницы.

Мероприятие бесплатно при наличии входного билета в музей и регистрации.

Зарегистрироваться 

«Генералам двенадцатого года». Портреты братьев А.А.Тучкова и П.А.Тучкова кисти Тропинина.

18 марта, суббота, 13:00

Портреты генералов братьев Тучковых были написаны В.А. Тропининым в разные годы.

«Портрет Павла Алексеевича Тучкова» – в 1820 г. в Москве, по окончанию наполеоновских войн. Герой Отечественной войны 1812 года, генерал-майор П.А. Тучков тогда появился в Москве после своего выхода в отставку по состоянию здоровья. В одном из сражений с Наполеоном он был тяжело ранен, попал в плен к французам и едва выжил. В плену он пробыл до 1814 г. За личную отвагу, мужество и высокопрофессиональное исполнение воинского долга Павел Алексеевич был награжден многочисленными русскими военными орденами. Его портрет был удостоен украшать галерею героев войны 1812 года в Зимнем дворце, но не этот, кисти Тропинина, тогда еще мало кому известного крепостного художника, а англичанина, знаменитого Джорджа Доу. Доу просил героев войны, которые не смогли по каким-то обстоятельствам приехать в Петербург и позировать ему для царской галереи, прислать их портреты. Некоторые из москвичей обратились за помощью к Тропинину. Павел Алексеевич Тучков был среди них.

Павел Тучков принадлежал к старинному русскому дворянскому роду Тучковых, неоднократно прославивших себя на военном поприще. Его дед и отец тоже были военными, а четыре родных брата – генералами и героями 1812 года. Двое были убиты в сражениях с французами при Бородино. Их портреты кисти Доу также, как и портрет Павла Алексеевича, висят в знаменитой царской галерее. А вот более «камерный», без излишнего пафоса, написанный Тропининым, находится в нашем музее.

И портрет самого старшего из братьев, генерала Алексея Алексеевича Тучкова, созданный В.А. Тропининым в 1844 году, тоже хранится у нас. Здесь, на тропининском портрете, Алексей Алексеевич изображен уже на склоне лет, в «гражданском», без военных орденов и регалий. А ведь он провоевал фактически всю свою молодость – со шведами и поляками, и вышел в отставку еще до войны с французами. Во время нашествия Наполеона активно занимался формированием и обеспечением народного ополчения. Алексей Алексеевич был одним из самых влиятельных инициаторов освобождения Тропинина из крепостной неволи. Его «демократические» взгляды были известны всем. Их унаследовал и сын генерала, по семейной традиции тоже ставший военным. Тучков-младший участвовал в декабрьском выступлении 1825 года и был осужден как государственный преступник. Об этом и еще много, о чем, мы расскажем в нашей лекции об этих портретах и этой эпохе…

 

“Упаковка и реклама чая в дореволюционной России”

4 марта, суббота, 13:00

Иван Соколов прочтёт лекцию “Упаковка и реклама чая в дореволюционной России”, а чайный бренд Сугревъ предложит чайное сопровождение к событию, а также проведет конкурс со вкусными призами для посетителей.

Иван Соколов – историк, кандидат исторических наук, автор научных исследований о чае – поведает о том, как рекламировали чай в XIX веке. Расскажет про вывески и оформление магазинов, а также про цибики, товарные марки и знаки, про “сорочки” и “этикеты”, пломбирование и обандероливание чая. Посетители также узнают о фасовке чая на чаеразвесочных фабриках, о рекламе, нацеленной на разные слои населения и религиозные группы и, конечно, о внешнем виде чайных магазинов, их месте в городской среде.

           

Посетителей также ждет дегустация от чайного бренда проекта Сугревъ, партнера фестивалей «Спасская башня» и «Русское поле».

Лектор – автор книг:  “Язык чая: толковый словарь терминологии чайной торговли и Великого Чайного Пути”, “Торговцы чаем, сахаром и кофе” и других.

Бренд СУГРЕВЪ —  чайная метафора многонациональной России. Премиальный гастрономический сувенир представляет собирательный образ России во всем ее многообразии через историю  народного костюма, иллюстрации лучших самоваров XIX века и авторские купажи чаев и тизанов с растениями российских регионов.

По завершении лекции и чаепития будет проведена лотерея, в которой могут поучаствовать все пришедшие участники, подписавшиеся на страничку Сугревъ в ВКонтакте.  Три призера получат чай Сугревъ.

Для посещения лекции необходимо приобрести входной билет и зарегистрироваться

Зарегистрироваться 

 

«Тамбовская казначейша»

Литературные образы на картинах русских художников первой половины XIX века.

25 февраля, суббота, 13:00

Картины Василия Андреевича Тропинина, представленные на музейной выставке «Тропинин. Удача гения», ценны нам не только по мастерству, с которым они были написаны, но ещё и за то, что они представляют своеобразные направления в его творчестве. Это – знаменитые тропининские «типажи». Здесь и жанровые портреты во главе со прославленной «Кружевницей», и «образы власти», и «образы народа», и довольно большой цикл портретов разночинцев, каким был и сам художник.

Но была еще и одна грань тропининского таланта. Навряд ли художник считал сам себя завзятым книгочеем – обстоятельства его жизни не располагали к систематическому чтению и глубокому знакомству с изящной литературой. Но, благодаря своему природному дару и огромному жизненному опыту, он сумел воспроизвести на своих портретах подлинные «лица времени». И не только известных и значимых для России людей. Его портреты оказались «узнаваемы» нынешними русскими читателями по умению Тропинина схватить самую суть и типичность русского характера и стали сопоставимы со многими героями русской классической литературы. В этом он не уступал лучшим портретистам своей эпохи – Кипренскому, Брюллову, Иванову, Варнеку, Соколову.

Так, например, портрет из Русского музея, известным многим как «Женщина в окне (Казначейша)», написанный им в 1841 году, сразу был окрещен почитателями его таланта как «Тамбовская казначейша» по названию известной в те времена одноименной поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Год создания этого портрета хронологически совпал с годом трагической гибели поэта, что, безусловно, вызвало к нему дополнительный интерес русской публики. Об этом мы поговорим на нашей лекции, посвященной тропининской «Казначейше».

Лектор – историк искусства и литературы Е. Архипова

Для посещения лекции необходимо приобрести билет в Лекторий.

«История Орденов России. 1698-1917»
25 февраля, суббота, 17:00
Ждём вас на лекцию «История Орденов России. 1698-1917». Лекцию прочтёт наш коллега, историк и экскурсовод-методист Александр Погодин. Для посещения лекции необходимо зарегистрироваться.
Зарегистрироваться 

“Последний московский вельможа. Портрет князя С.М. Голицына.”

11 февраля, суббота, 13:00

Портрет кн. Сергея Михайловича Голицына кисти В.А.Тропинина – гордость и непременный «участник» всех выставок Музея Тропинина. Это своего рода знаковая картина. С нее началась живописная коллекция основателя Музея Феликса Евгеньевича Вишневского (1903 – 1978) – его отец подарил этот портрет сыну к восемнадцатилетию. Художник писал Голицына не раз и не два. Его портреты хранятся в собраниях разных музеев и отличаются от того, что представлен в нашем музее. «Наш» портрет, возможно, был написан художником после получения князем ордена Св.Андрея Первозванного и почетного знака «За 50 лет безупречной службы».

Князь Сергей Михайлович был награжден всеми наивысшими гражданскими орденами Российской империи и дослужился до действительного тайного советника 1 ранга – самой высокой должности в служебной иерархии государства. Он был ярким представителем власти времен «грибоедовской» Москвы, меценатом, коллекционером, Почетным опекуном нескольких городских богоугодных заведений, директором и учредителем бесплатной городской Голицынской больницы (ныне – Первой градской), основателем первой в столице общественной художественной галереи, владельцем роскошных подмосковных усадеб Кузьминки и Гребнёво. И нигде не запятнал себя взяточничеством, мздоимством или мошенничеством.

Что интересно: на всех портретах кисти Тропинина кн.Сергей Михайлович оставался в своем неизменном черном «домашнем» фраке, свежим, моложавым, нестареющим, подтянутым. Портрет, представленный на выставке, по-видимому, очень нравился самому заказчику. Об истории создания его портретов, их отличиях и о трагедии в не сложившейся личной жизни С.М.Голицына вы узнаете на нашей лекции.

Лектор – историк искусства и литературы Е. Архипова

Для посещения лекции необходимо приобрести билет в Лекторий.

28 января, суббота, 13:00

“Романс для титулярного советника.”

В.А.Тропинин. Портрет П.М.Васильева, любителя музыки. 1836 г. Гос.Русский музей.

Среди блестящей галереи мужских портретов, созданных Тропининым в 1830-е гг., особенно интересен «Портрет Павла Михайловича Васильева, бухгалтера Конторы московских Императорских театров, любителя музыки». Он привезен в Музей Тропинина на выставку «Василий Тропинин. Удача гения» из Государственного Русского музея. По своей тематике «Портрет Васильева» примыкает к известному тропининскому циклу «гитаристов» – изображениям музыкантов, играющих на гитаре. Этот цикл пользовался в XIX века среди любителей русской живописи неизменной популярностью и любовью.

Портрет Павла Васильева, простого театрального бухгалтера в чине титулярного советника, выходит у Тропинина далеко за рамки просто модного жанрового портрета. Это одно из первых в русской живописи изображений «маленького человека», скромного московского чиновника, представителя так называемого «мещанского сословия». В портрете Васильева Тропинину удалось создать обобщающий образ представителя нарождающейся русской интеллигенции, образованного и талантливого «выходца из народа». Он не только наделен яркой внешностью (его сходство с прославленным русским поэтом очевидно), но и незаурядными музыкальными способностями и тонкой поэтической душой. Характерно, что Тропинин не стремился изобразить своего героя «униженным и оскорбленным» или придать его облику гротесково-сатирический оттенок, как это делали многие живописцы второй половины XIX века. Его Васильев изображен за своим любимым занятием – музицированием, он оживлен и взволнован в предвкушении удовольствия от игры и пения «с той волнующей радостью, с какой всегда загорается одаренный талантом русский человек …».

Тема «маленького человека» в те годы была в России очень актуальна в литературе, в драматургии, в музыке и в живописи. Василий Андреевич Тропинин стоял у истоков жанрового русского портрета, который в дальнейшем получил широкое развитие в творчестве художников-передвижников.

Лектор – историк искусства и литературы Е. Архипова

Зарегистрироваться 

 

26 января, четверг, 19:00

“Этюд к портрету Варвары Ипполитовны Лизогуб кисти В.А Тропинина.”

Сергей Подстаницкий — искусствовед, историк и коллекционер — расскажет об этюде к портрету Варвары Ипполитовны Лизогуб кисти В.А Тропинина из своей коллекции, который вновь встретиться с финальной версией портрета спустя десятилетия.

Более полувека в семье Лизогубов хранились два портрета их родственницы. Варвара Ипполитовна Лизогуб — писательница из старинного дворянского рода малороссийского происхождения. В 1901 году картины предложили приобрести Русскому музею. Однако сделка не состоялась. Через несколько лет музей все же покупает одну из работ у крупного московского антиквара Федора Веркмейстера. Про судьбу второй картины было известно мало. Лишь в начале 2010-х годов его увидели на аукционе в Париже и выкупили.

Два портрета окажутся вновь под одной крышей в Музее Тропинина, что предоставляет зрителю уникальную возможность увидеть творческий процесс Василия Андреевича Тропинина.

Зарегистрироваться 

 

21 января, суббота, 13:00

“Боткины – чаеторговцы. История Петра Петровича Боткина.”

Ольга Игоревна Демушкина, ассистент кафедры экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, расскажет о своем предке Петре Петровиче Боткине и о семье чаеторговца.

Отец Петра Петровича, Петр Кононович Боткин, стал пионером чайного дела и вместе с братом открыл одну из первых чайных фирм, которая вела дела непосредственно с Китаем. После смерти братьев фирму возглавил Петр Петрович Боткин, о котором и пойдет рассказ. Потомок чаеторговца расскажет о нелегком деле Петра Петровича, о его жизни, о его семье и их дальнейшей судьбе в революционные годы.

 

Зарегистрироваться 

 

14 января, суббота, 13:00

«Из жизни русского купечества»

Наш лектор, историк искусства и литературы, Е. Архипова расскажет о портретах шуйского купца Д.В. Киселева и астраханского промышленника А.А. Сапожникова.

Если А.Н. Островский открыл нам типы русского купечества середины XIX в. в литературе, то В.А. Тропинин сделал это в живописи. Достаточно посмотреть на его работы «из жизни русского купечества», чтобы убедиться в этом. К примеру, портрет известного шуйского купца-миллионщика Диомида Васильевича Киселева, который принадлежит коллекции нашего музея. Художник написал его в 1834 г., спустя три года после скоропостижной смерти Диомида Васильевича от холеры. Он создал несколько портретов семейства Киселевых, удачливых «текстильных королей», которые прославились своим богатством, деловой хваткой, предприимчивостью и широкой благотворительностью не только в родной Шуе, но и в самой Москве.

В те годы в русской провинции широкое распространение получил особый живописный жанр – «купеческий портрет». Он обогатил русское изобразительное искусство целым рядом оригинальных и самобытных работ. Часто авторами таких портретов становились художники-самоучки из числа барских крепостных или бывших иконописцев. Тропинин тоже создал свою портретную «купеческую галерею». Правда, его заказчиками были большей частью преуспевающие купцы-миллионщики, представители нового отечественного предпринимательства, да и самого Василия Андреевича, академика живописи, никто бы не рискнул назвать «самоучкой». Портреты супругов Киселевых и астраханского промышленника-миллионера, «рыбного короля» А.А. Сапожникова из Государственного Русского музея – из этой серии.

Эти портреты является одними из шедевров русской портретной живописи первой половины XIX столетия. И по своему художественному исполнению, и по тому глубокому психологизму, с которым художник воссоздал столь яркие и знаковые личности, какими при жизни были Киселев и Сапожников.

Для посещения лекции необходимо приобрести билет в лекторий и зарегистрироваться.

29 декабря, четверг, 19:00

«Великий Чайный путь и семьи русских чаеторговцев»

Мы продолжаем рассказ о культуре и традициях чаепития в России и Москве. В четверг 29 декабря в 19:00 ждём вас на лекции «Великий Чайный путь и семьи русских чаеторговцев».

Лекцию прочтёт историк чая и кандидат исторических наук Иван Соколов. Он расскажет о множестве торговых маршрутов, значительная часть которых караванами прокладывалась через продуваемые холодными ветрами степи, пустыни и горные перевалы. Например, лишь один из многих маршрутов Пути Чая был свыше 11.000 километров! Мы взглянем на то, насколько сложна была торговля чаем в те далёкие времена. Посмотрим на оборотистых людей, которые создавали новое направление в торговле. Скажем несколько слов о том, насколько важной стала чайная торговля для Российской империи. А ещё поговорим о том, как капиталы, заработанные на русско-китайской чайной торговле, вскормили значительную часть российской творческой и научной интеллигенции.

Для посещения лекции необходимо купить билет на любую выставку в музее и зарегистрироваться по ссылке

Зарегистрироваться 

 

22 декабря, четверг, 19:00

«Главные тайны семьи Абрикосовых»

На вечере, посвященном тайнам чайного дела кондитерской династии Абрикосовых, впервые, в рассказе от первого лица, прозвучит история одной из крупнейших чаеторговых компаний России, в которой под фамилией Поповых, на самом деле успешно торговали купцы Абрикосовы, поставляя продукцию высшего качества как в Россию, так и во все страны Европы из Китая, получив за эту работу «Гран При» на легендарной, Парижской Выставке 1900 года.

В программе, которую представит внук последнего директора чайной компании «Братья К. и С.Поповы», Дмитрий Абрикосов, участники смогут познакомиться с уникальными артефактами из семейного собрания спикера, посмотреть авторскую презентацию по теме выставки «Мода на чай», приобрести новую книгу «Главные тайны семьи Абрикосовых», в которой рассказана история и чайного и кондитерского дела прославленной династии московских купцов, по цене издательства, с посвящением автора.

Зарегистрироваться 

 

17 декабря, суббота 13:00

«Селфи длиною в жизнь. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль»

«Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль» был написан Василием Андреевичем Тропининым (1780  1857) в 1844 г. в период наивысшего расцвета его творчества. Он – уже прославленный на всю Россию художник, создавший портреты Пушкина, Дмитриева и Карамзина, государственного деятеля Сперанского, героев 1812 года генералов Платова и Багратиона, князей Голицына, Долгорукова и Гагарина, купцов-миллионщиков Киселевых, Гусятниковых и Сапожниковых, «великого» Карла Брюллова… Да разве всех перечислишь? Он любим всеми – близкими, друзьями, знакомыми и заказчиками за свой огромный талант, доброе сердце и умение находить и отображать на лицах своих именитых клиентов черты такой же доброты и человечности.

И на своем автопортрете на фоне московского Кремля он изобразил себя не величественным «мэтром» от русской живописи, хотя уже считался основоположником московской художественной школы, а добродушным «московским дядюшкой» в очках, уютном домашнем халате, из-под которого белеется сорочка, с темно-красным шейным платком. В правой руке он держит муштабель, в левой – палитру и кисти. С утра он занимался работой в своей московской мастерской на Ленивке, но с радостью готов прерваться и уделить внимание вам, как самым дорогим гостям, и всем своим сегодняшним почитателям.

Лектор – Е. Архипова, историк искусства и литературы

Для посещения лекции необходимо купить билет в Лекторий.

Зарегистрироваться 

 

Дата лекции будет объявлена позже

Кроме живописи. Авангард в поэзии, театре, музыке

Русский авангард нельзя разложить на несколько последовательных, простых, взаимосвязанных категорий, но можно осмыслить как общее устремление времени к обновлению и эксперименту в разных областях культуры. Параллельно живописи новые языки выразительности разрабатывались в театре и кино, поэзии и музыке, формируя среду, сеть концепций и идей, призванных сформулировать искусство будущего.

Лектор: Дарья Дудко, историк искусства, научный сотрудник ГТГ, специалист по русскому искусству второй половины XIX века.

Для посещения лекции нужен входной билет в музей и регистрация.

Зарегистрироваться 

 

24 ноября, четверг, 19:00

«Недостоверные работы и их фальсификаторы в 70-80 гг.»

Бизнес на русском искусстве состоялся, в основном, в 1970-80-х годах, когда начали проходить торги в Лондоне и Нью-Йорке. До тех пор русское искусство и русский авангард были неинтересны на международном рынке. Живой интерес появился после выставки “Париж-Москва” в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1981 г. Уже в 80-х аукционы русского искусства Sotheby’s и Christie’s стали регулярными, а ценник на русский авангард взлетел на 1000 процентов. Потолок цен на это искусство продолжал подниматься. В России люди искусства тогда ориентировались на зарубежные цены, и все коллекционеры русского искусства начала XX в. в восьмидесятых в одночасье стали долларовыми миллионерами. В те времена предметы русского искусства, попавшие на аукционы, редко проходили полноценную профессиональную экспертизу. Недостаток проверок, новый интерес к авангарду и взлетевшие на него цены создали плодотворную почву для рынка фальсификаций, о которых и пойдет речь в лекции.

Лектор – В.А. Дудаков, коллекционер, искусствовед, писатель

Для посещения лекции необходимо купить билет на любую выставку.

Зарегистрироваться 

 

10 ноября, четверг, 19:00

«Планета очень видная… Планета Кончаловский»

В «Карте планетной системы «Бубнового валета»» Александр Куприн определил Петру Кончаловскому место Сатурна, который благодаря своей «массе, величине, объему и плотности» обладает невероятной силой притяжения. Переживший многочисленные переломы в искусстве первой половины XX века, Кончаловский действительно оказался сродни планете-гиганту: пройдя через Академию художеств и МУЖВЗ, опыт авангарда и традиции реалистической живописи, он не потерял живописный темперамент и уникальную творческую позицию.

Для посещения лекции нужен входной билет в музей и регистрация.

Зарегистрироваться 

 

5 ноября, суббота, 14:00

«Воинская слава России в живописи первой половины XIX века»

Ко Дню народного единства состоится лекция «Воинская слава России в живописи первой половины XIX века». Живопись отразила множество страниц истории военной славы России. Особенно широко нашла отражение в живописи Отечественная война 1812 года.
На лекции пойдет речь о наиболее выдающихся представителях отечественной академической батальной живописи. Русские художники-баталисты внесли значительный вклад в развитие батального жанра. Широко известны имена М.И. Авилова, В.В. Верещагина, Б.П. Виллевальде, А.И. Зарувейда, Н.П. Казарина, Ф.А. Рубо. Будут рассмотрены ключевые картины, запечатлевшие подвиги русского народа в различных городах России и за рубежом.

Лектор: экскурсовод-методист музея Александр Погодин.

Посещение лекции по входному билету в музей и регистрации.

Зарегистрироваться

 

15 октября, суббота, 13:00

«Прогулка со спаниелем по селу Влахернское. Картина И.-Н.Рауха «Собака на фоне пейзажа. Кузьминки».

Не хотите ли прогуляться по парку в одной из самых красивых подмосковных усадеб? Да еще в сопровождение милейшего песика из породы вельш-спрингер-спаниелей, любимца прежних хозяев здешних мест?

Правда, усадьба эта, с названием Влахернское, давно уже вошла в городскую черту Москвы и стала называться Кузьминки. Она утратила некоторые узнаваемые черты, а ее хозяев, князей Голицыных, «уж нет», но – всё равно! – и усадьба, и парк сохранили своё былое очарование.

В этом можно убедиться, посмотрев на представленную на выставке в музее картину австрийского художника XIX века Иоганна Непомука Рауха «Собака на фоне пейзажа. Кузьминки» 1838 г. Раух работал в Кузьминках в 1830-40-е годы и создал здесь цикл пейзажей с видами усадебных строений и парка. Позже с его работ были сделаны гравюры и собраны в альбом. Гравюры были выполнены лучшими европейскими мастерами по заказу кн. Сергея Михайловича Голицына, тогдашнего владельца и устроителя Кузьминок.

Во время нашей виртуальной экскурсии нам представится возможность сравнить эти гравюры с современными фотографиями усадьбы.

Вы готовы совершить такую прогулку? Тогда приходите в музей на лекцию, посвященную этой теме.

Лектор — историк искусства и литературы Е. Архипова.

 

Зарегистрироваться    Купить билет

 

22 октября, суббота, 13:00

«Не для того я писала, чтобы забыть»: Гончарова без Ларионова»

Пара Гончарова-Ларионов неразделима: «она всем обязана ему. Он всем обязан ей», — писала Марина Цветаева. Тем не менее, следуя за серией литографий из собрания “Музея В.А. Тропинина”, мы рассмотрим творческий путь Натальи Гончаровой отдельно, проследив нелинейный путь от формы к цвету, через искания в разных мотивах, медиумах и эпохах.

Лектор: Дарья Дудко, историк искусства, научный сотрудник ГТГ, специалист по русскому искусству второй половины XIX века.

Для посещения лекции необходимо приобрести билет на любую выставку и зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

Уважаемые посетители! К сожалению, нам пришлось перенести дату лекции, запланированную на 24 сентября в 13:00 «Москва/Питер: художественные объединения и культурный диалог конца XIX — начала XX века.»  Новую дату лекции мы сообщим дополнительно в ближайшее время.

Приносим искренние извинения за доставленные вам неудобства. 

 

Москва/Питер: художественные объединения и культурный диалог конца XIX — начала XX века

Рубеж XIX – XX вв. в истории русского искусства — время расцвета художественных объединений. Многочисленные «кружки», «товарищества» и «общества» выстраивали диалог о целях и задачах искусства, трансформировали и расширяли современный им художественный процесс, подготавливая переход в XX век.

Лектор: Дарья Дудко, историк искусства, научный сотрудник ГТГ, специалист по русскому искусству второй половины XIX века.

Для посещения лекции необходимо приобрести билет на любую выставку и зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

29 сентября, четверг, 19:00

«Валерий Дудаков. Собирательство как искусство».

Валерий Александрович расскажет об истории своей коллекции, необычных находках, встречах с художниками 1920-1930-х годов, художниками-нонконформистами. Также на встрече пойдёт речь о трёх клубах коллекционеров и дальнейших личных планах.

Встреча будет сопровождаться показом слайдов из личного собрания.

Для посещения встречи необходимо приобрести билет на любую выставку и зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

1 октября, суббота, 13:00

Рецепт авангарда: от лубка до Сезанна

Термин «авангард» впервые использовал А. Бенуа, разделив современных ему художников на авангард, центр и арьергард. Однако для понимания принципиальной новизны течения, расшифровки достижений М. Ларионова и Н. Гончаровой, П. Кончаловского и И. Машкова, важно посмотреть вспять на искусство древних народов и лубок, французских импрессионистов и икону XV века, выразительность и образный репертуар которых стали основой для радикального обновления искусства XX века.

Лектор: Дарья Дудко, историк искусства, научный сотрудник ГТГ, специалист по русскому искусству второй половины XIX века.

Для посещения лекции необходимо приобрести билет на любую выставку и зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

8 октября, суббота, 13:00  

Последний русский вельможа. Портрет князя С.М. Голицына  

«Портрет князя Сергея Михайловича Голицына» — одна из самых выдающихся работ В.А. Тропинина. Настолько, что сам Голицын раза три заказывал художнику его повторения, правда, позже, в другие годы и с другими орденами, по мере их прибавления.

Кн. Сергей Михайлович был награжден всеми высшими орденами Российской империи и дослужился до действительного тайного советника 1 ранга – наивысшей должности в служебной иерархии государства. Голицын был ярким представителем «грибоедовской» Москвы, меценатом, коллекционером, Почетным опекуном нескольких городских богоугодных заведений, директором и учредителем бесплатной городской Голицынской больницы (ныне – Первой градской), основателем первой в столице общественной художественной галереи. И нигде не замарал себя взяточничеством, мздоимством или мошенничеством. Прожил он большую жизнь — родился в царствование Екатерины II и ушел из жизни в эпоху Александра II.

Наш портрет, датированный «после 1828 года», не первый из этой серии. Здесь он изображен художником уже с наивысшей гражданской наградой – орденом Святого Андрея Первозванного. А где же находятся остальные «тропининские» портреты князя? Чем они отличаются друг от друга? И насколько точны их датировки?  Об этом и о драме в не сложившейся личной жизни С.М. Голицына вы узнаете на нашей лекции.

Лектор: Е. Архипова – историк искусства и литературы.

 

4 сентября, 12:00

«Мистицизм в искусстве Серебряного века» — лекция Марии Швец

Рубеж 19-20 вв. отмечен массовым увлечение всем мистическим, оккультным и спиритическим, что напрямую влияло на художников. Кто-то отразил это в сюжетах и темах своих полотен, кто-то, вдохновившись новыми учениями, сформировал собственную творческую миссию.

М.В. Якунчикова. «Недостижимое».
Автолитография. Первая половина 1890-х гг. Коллекция В. Дудакова

На лекции мы разберёмся, почему в то время были так популярны спиритические сеансы, и узнаем, кто из художников их посещал; проанализируем произведения художников-символистов, а также найдём ключ к тайным смыслам абстракций Василия Кандинского.

Лекцию читает Мария Швец — искусствовед, преподаватель, основательница образовательного проекта об искусстве «Бермуды» и автор книги «Главное в истории русского искусства».

Мария Швец — лектор, искусствовед, преподаватель

Вход на лекцию при наличии входного билета в музей и регистрации.

Зарегистрироваться

 

3 сентября, 13:00

«Московские тайны при электрическом освещении» — лекция историка искусства и литературы Е. Архиповой к грядущему  875-летия Москвы

Картина художников Ю.Ю. Клевера и О.А. Гофмана «Москва. Кремль. Праздничная иллюминация в честь коронации императора Александра III» написана в 1884 г. и сейчас представлена на выставке «Цвет Москвы. Люди, город, колорит». Это ночной городской пейзаж с изображением необычного для того времени зрелища — электрической иллюминации башен и строений Московского Кремля. Когда в мае 1883 г. проходила торжественная коронация нового российского монарха, иллюминация вызвала всеобщий восторг москвичей и гостей столицы.

Сегодняшний зритель, привыкший к подобному праздничному оформлению московских улиц и площадей, восхищается лишь мастерством, с которым написана эта картина. Но вот что вызывает некоторое недоумение. А Кремль тогда был краснокирпичным или же белокаменным?

Может быть, произошла ошибка в датировке картины, или она просто потемнела от времени так, что цвета на ней изменились? Когда и кем тогда был выстроен сегодняшний Кремль? Как он выглядел изначально? И какова всё же «точная» дата рождения древней русской столицы? А напоследок: что за странное «нерусское» имя получила Москва при своем появлении на свет? Попробуем вместе разгадать эти старые запутанные московские тайны…

Стоимость билета 500р., для пенсионеров – 150р. Необходима регистрация.

Зарегистрироваться

 

3 сентября, 16:00

«История терроризма и борьбы с ним в России» — лекция А. Погодина к Дню солидарности в борьбе с терроризмом

Весной 1862 г. Пётр Заичневский, сидя в камере Тверской полицейской части, составил прокламацию «Молодая Россия», в которой террор впервые в России открыто признавался средством достижения социальных и политических преобразований. Эта прокламация послужила поводом для репрессий со стороны властей. Часть революционных лидеров, в частности, А.И. Герцен, подвергли её критике, но в широкой революционной среде идеи, сходные с озвученными в «Молодой России», становились все более популярными.

На лекции вы узнаете об истории зарождения терроризма в Российской империи и последующего его развития в России.

Вход на лекцию — при наличии входного билета в музей и регистрации.

Зарегистрироваться

 

17 августа, 17:30

«Диалоги с Феликсом Вишневским» — встреча с коллекционерами Степаном Вишневским и Анатолием Гостевым к 120-летию основания нашего музея.  

17 августа 1902 г. родился выдающийся собиратель, музейный деятель, основатель нашего “Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени” Ф.Е. Вишневский.

Степан Вишневский, правнук Феликса Вишневского, покажет гостям дом, где жил и работал собиратель, расскажет про усадебный флигель, про судьбу и труды своего прадеда.

Анатолий Гостев, музеевед, коллекционер, поделиться историей знакомства с Феликсом Вишневским, о том, как формировалась коллекция “Музея В.А. Тропинина”, какие произведения искусства Вишневский подарил другим музеям.

Для участия необходимо купить билет на любую выставку музея и зарегистрироваться по ссылке.

Зарегистрироваться

 

18 августа, 19:00

«Дворянский дресс-код» — лекция Полины Ухановой

Почему не стоит завидовать аристократии прошлых веков, какие нерушимые стилистические правила царили в дворянской среде на протяжении столетий, насколько строгим был дресс-код для людей с «голубой кровью», когда вообще появилась мода, в чём нужно было совершать утренние визиты, — обо всём этом вы узнаете, если придёте к нам в музей на вечернюю лекцию историка моды и искусствоведа Полины Ухановой.

 

 Для посещения лекции достаточно приобрести билет на одну из выставок и обязательно зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

11 августа, 19:00

Лекция Ивана Абрамкина «Эпоха чувствительности в женских портретах В.Л. Боровиковского»

Друзья, по техническим причинам нам пришлось перенести эту лекцию на вечер 11 августа. Мы подготовили её в честь 265-летия Владимира Лукича Боровиковского, которое отмечалось 4 августа.

Приходите к нам послушать замечательный рассказ Ивана Абрамкина «Эпоха чувствительности в женских портретах В.Л. Боровиковского».

С работами художника из нашей коллекции вы можете познакомиться на выставке «От барокко до модерна», а лекция посвящена женским портретам, созданным В.Л. Боровиковским на рубеже 18-19 вв.

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) является одним из самых известных русских художников 18 в., который создал целую галерею портретов людей той эпохи. Один из них – «Портрет М.И. Лопухиной» – справедливо считается шедевром для всей истории русской живописи.

Какое влияние оказала «эпоха чувствительности» или сентиментализма на развитие портретной живописи в России 1790-х годов? В чем заключается очарование «Портрета М.И. Лопухиной» и его значение для последующего творчества мастера? Чем отличается искусство В.Л. Боровиковского от известных европейских художников той эпохи в России – И.-Б. Лампи-Старшего и М.-Э. Виже-Лебрен?

Эти вопросы, а также многие другие аспекты темы будут освещены во время лекции. Автор лекции – Иван Абрамкин, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Факультета истории искусства РГГУ, специалист по русскому и европейскому искусству 18 в.

Для посещения лекции необходимо приобрести билет на любую выставку. Ссылка для регистрации

Зарегистрироваться

 

6 августа, 13:00

«Балы в Москве. Традиции, особенности, пикантности. XVIII-XX век» 

А вы когда-нибудь бывали на балу? Конечно, в наше время бал – это редкость, но всё же их до сих пор проводят. На лекции «Балы в Москве. Традиции, особенности, пикантности. XVIII-XX век» вы узнаете, как и когда в Москве появились балы, как они проходили.

В чём было принято идти на бал, какие «вольности» допускались замужним женщинам, но запрещались девицам «на выданье», как назначали свидания и признавались в любви прямо на балу, не произнося ни слова, и какие танцы считались непристойными. Кстати, балы существовали для разных сословий. Вначале они стали часть дворянского образа жизни, а вот в 1836 г. их стали проводить в Москве и для купечества.

В коллекции нашего музей немного вещей, связанных с бальной культурой, но несколько интересных предметов есть. Например, сейчас можно на выставке «Цвет Москвы. Люди, город, колорит» внимательно рассмотреть картину неизвестного художника «Сборы на бал в купеческом доме».

И ещё в коллекции хранится замечательный портрет неизвестной, также выполненный неизвестным художником середины 19 в. Эта работа дает возможность представить балы-маскарады того времени. Героиня одета в платье с глубоким декольте и приколотым, согласно регламенту бального костюма, букетиком роз. В руке у неё черная маска. Девушка уже вернулась с маскарада – об этом говорит отсутствие белых перчаток на руках, которые являлись важнейшим атрибутом бала. Наравне с перчатками отличительными чертами бала были веера, лорнеты, carnets de bal (специальные маленькие блокнотики для записи партнеров на определенный танец) как неотъемлемая составляющая дамского костюма.

Приглашаем вас послушать увлекательную лекцию о московских балах и погрузиться в увлекательный мир культурных кодов, которые мы ещё можем отследить по картинам, предметам и воспоминаниям современников. А нашим проводником будет искусствовед, семиотик, колумнист и исследователь моды – Полина Уханова, которая также является приглашённым экспертом телеканалов «Москва24», «Культура», «МИР24», «Первый», радио «МАЯК» и «Радио России». Основательница онлайн-школы «Мода + Искусство».

Для посещения лекции необходимо приобрести входной билет на любую выставку.

До встречи в субботу 6 августа в 13:00!

Зарегистрироваться

 

4 августа, 19:00

«На вкус — как звёзды!» — лекция об истории шампанского.

Помните, как у Александра Сергеевича Пушкина?

Вдовы Клико или Моэта
Благословенное вино
В бутылке мерзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
Оно сверкает Ипокреной;
Оно своей игрой и пеной
(Подобием того-сего)
Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и веселых снов!

Мы совсем не просто так вспомнили о бокале шампанского, которое так любили русские дворяне в первой половине 19 в. Страсть к нему была нешуточной при том, что стоило настоящее качественное шампанское больших денег.

 

4 августа во всём мире празднуется День рождения шампанского. В честь этого прекрасного праздника у нас в музее в этот день в 19:00 пройдёт лекция «На вкус – как звёзды!»

В 1668 г. французский монах Пьер Периньон представил на суд публики свое новое вино. «Идите сюда быстрее, на вкус — как звезды!», – крикнул он. На лекции вы узнаете о богатой многовековой истории самого красивого вина, особенностях классической шампанской технологии, традициях производства шампанских вин в мире и России.

Лекцию проведёт Александр Сидоров, доктор исторических наук, зам. главного редактора IZ.RU (МИЦ «Известия»), член Союза сомелье и экспертов России.

Обещаем, вам будет интересно!

Попасть на лекцию можно, купив входной билет на любую выставку. И обязательно просим вас зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

28 июля, 18:00

Встреча с Алексеем Петуховым, куратором выставки «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

28 июля 2022 г. в 18:00 в нашем музее состоится уникальная встреча с известным искусствоведом и куратором Алексеем Петуховым.

Алексей Петухов — один из главных авторов выставки «Брат Иван. Коллекция Михаила и Ивана Морозовых» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Старший научный сотрудник, хранитель ГМИИ им. А. С. Пушкина, куратор коллекции нового французского искусства. Главный редактор советского раздела виртуальной библиотеки Russian Records, коллекционер отечественных и зарубежных аудиозаписей 1900–50-х годов и артефактов материальной культуры этого времени.

Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых

Будучи яркой, творческой личностью, Алексей расскажет о выставке как о произведении искусства. В беседе-интервью мы постараемся раскрыть замысел куратора и архитекторов, поговорим об экспозиционных возможностях современных музеев, обсудим каждый этап подготовки одного из самых крупных выставочных проектов 2022 г.

Встречу ведут искусствовед и куратор, основатель Мужского клуба искусствоведов Андрей Райкин, а также главный редактор журнала «Sammlung/Коллекция» Алексей Сидельников.

Для посещения лекции необходимо приобрести билет в музей и обязательно зарегистрироваться

Зарегистрироваться

 

8 июля, 12:00

«Любовь и брак. Традиции XIX века.»

8 июля отмечается День семьи, любви и верности. И в этот день в нашем музее пройдет лекция «Любовь и брак. История праздника». Также часть лекции будет посвящена истории любви и семьи В.А. Тропинина. Лекцию прочитает наш коллега, сотрудник музея В.А.Тропинина, методист по научно-просветительской деятельности Александр Погодин.

Для участия в мероприятии необходимо приобрести билет на любую выставку и зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

Цикл авторских лекций Е. Архиповой «О чём молчат картины». 

Лекция № 5

9 июля, суббота, 13:00 

«Деловые люди. Портрет купца Д.В.Киселева – представителя нового русского предпринимательства». 

В рамках выставочного проекта «Цвет Москвы. Люди, город, колорит».

Лекция будет посвящена одному из экспонатов выставки «Цвет Москвы. Люди, город, колорит» — портрету купца Д.В. Киселева кисти В.А. Тропинина.

Тропинин создал целую серию портретов семейства Киселевых, удачливых шуйских «текстильных королей», которые прославились своим богатством, деловой хваткой, предприимчивостью и широкой благотворительностью не только в родной Шуе, но и в самой Москве.

Портрет одного из представителей этой славной торговой династии, Диомида Васильевича Киселева, является одним из шедевров всей русской портретной живописи первой половины 19 столетия. И по своему художественному исполнению, и по тому глубокому психологизму, с которым художник воссоздал столь яркую и запоминающуюся личность, какой был Диомид Киселев.

Купить билет

 

1 июля, 15:00

«День реставратора»

В День реставратора 1 июля в нашем музее пройдет лекция – встреча и мастер-класс с реставраторами Дмитрием и Еленой Синельниковым.

Реставрация экспонатов – сложный многоэтапный процесс. Это часть большой работы, которую ведут музеи по сохранению предметов прошлого. На лекции вы узнаете о профессии реставратора, о процессе восстановления старинной рамы, познакомитесь со специальными инструментами, которые используют реставраторы в своей работе.

Отдельная часть рассказа посвящена уникальным экспонатам из собрания музея, которые сохранены благодаря труду реставраторов. Далее пройдёт мастер-класс, где на тренировочных образцах вы сможете самостоятельно выполнить некоторые этапы по реставрации старинной рамы.

Для участия в мероприятии необходимо приобрести билет на любую выставку и зарегистрироваться.

Зарегистрироваться

 

19 июня 16:00

В рамках выставочного проекта «Цвет Москвы. Люди, город, колорит»

Лекция «Кто живет в Москве?» О жителях столицы с момента ее создания до наших дней. 

Москва – город многонациональный. Издревле город строился разными народами. Очень скоро небольшая крепость Владимиро-Суздальского княжества разрослась в купеческий город. Выгодно расположенная на пересечении торговых путей, она привлекала разных людей. В России насчитывается 194 национальности, и всех представителей можно встретить на улицах столицы.  Какой национальный состав Москвы? В каких районах живут новые москвичи? Какие районы населены преимущественно коренными жителями? На эти и многие другие вопросы ответит наш лектор Монастырева Галли Германовна, президент Региональной общественной организации по сохранению культурного и исторического наследия Москвы «Москва и москвичи».

По регистрации, при наличии билета в музей.

Зарегистрироваться

 

Цикл авторских лекций Е. Архиповой «О чём молчат картины». 

Цикл будет включать самую разнообразную тематику, касающуюся истории русской культуры и, прежде всего, изобразительного искусства 19 в. Это будут очерки об эпохе, ее особенностях, о быте и нравах России, которые нашли своё отражение в русской живописи. Сюда войдут рассказы о художниках, даже о писателях и композиторах, чье творчество так или иначе оставило свой след в русском изобразительном искусстве..

Купить билет

 

Лекция № 4

4 июня, суббота, 13:00 — лекция «Края Москвы, края родные…». Пушкин в Москве, в жизни и на портрете В. А. Тропинина»»

6 июня, в День рождения А.С. Пушкина, мы всегда возвращаемся к стихам поэта и к мыслям о нём. Его имя всегда настраивает читателя на возвышенный и романтический лад. А тема «Пушкин-москвич» наполняет гордостью за то, что он, хоть и не наш сегодняшний современник, но наш земляк, уроженец Москвы. С Москвой связаны не только его рождение и детские годы, но и важнейшие события его творческой жизни. Здесь жили его родственники, близкие друзья, сердечные подруги. Здесь он женился на москвичке Наталье Гончаровой, «первой красавице столицы». Москве он посвятил немало проникновенных строк, знакомых нам с детства.

И Москва любила Александра Сергеевича искренно, преданно, всегда отдавая дань его таланту. Именно в Москве был поставлен первый в России памятник поэту и написан его первый «взрослый» портрет московским художником Василием Андреевичем Тропининым.

Лекция № 3

5 мая, четверг, 19:00 — лекция «Последний московский вельможа». Портрет князя С.М. Голицына как отражение эпохи»

Лекция посвящена одному из экспонатов выставки «Цвет Москвы. Люди, город, колорит» — портрету князя С.М. Голицына кисти В.А. Тропинина. Главная загадка картины состоит в датировке: художник писал светлейшего князя не раз и не два. Где же хранятся все эти работы и чем они отличаются друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, надо хорошо представлять себе, кем же был С.М. Голицын, ярчайший представитель «грибоедовской» Москвы, коллекционер, меценат, опекун, основатель первой в столице общественной художественной галереи. Он родился в царствование Екатерины II и ушел из жизни в эпоху Александра II…

 

Лекция № 2

16 апреля, суббота, 13:00 – лекция «Воплощение общественного идеала. Мир русской женщины эпохи Николая I»

В лекции будет рассказано о временах расцвета абсолютной монархии в России: о культуре, особенностях и нравах в эпоху правления императора Николая I.

Этот период оказал огромное влияние на судьбы страны, прежде всего, на русское дворянство, что нашло прямое отражение в русской культуре. Будут показаны портреты выдающихся русских женщин того периода, оставивших яркий след в русской истории, в том числе, и из фондов Музея В.А. Тропинина.  Их облик запечатлели самые известные художники, поэты и мемуаристы. Будет интересно.

Лектор – Е. Архипова, историк искусства и литературы.

#музейтропинина

 

Лекция № 1

2 апреля, суббота, 13:00 – лекция «Возвышенное и земное. Мир русской женщины эпохи Александра I»

Лекции проходят по субботам в 13 часов и в 19 часов в четверг. Стоимость билета в Лекторий включает посещение лекции, постоянной экспозиции и текущих выставок – 500р.

Лекции рассчитаны как на взрослых, так и на юных гостей музея от 16 лет.

Просим вас заранее купить электронный билет на лекцию на сайте.

Стоимость билета: 500 рублей, для пенсионеров 150 рублей.

Купить билет

 

Справки по телефону +7 (495) 959-11-03 или +7 963 770-65-03 (Фёдор Шапкин, пишите в WhatsApp или Telegram) или по электронной почте tropinin@gmail.com

Количество мест ограничено размером нашего зала, поэтому рекомендуем спланировать свой визит.

Будем рады увидеть вас в субботу!

 

Прошлые лекции

 

Друзья, приглашаем вас на цикл авторских лекций Е. Архиповой, приуроченный к нашей выставке — «Мода на Nature. Пейзаж и натюрморт из собрания Музея Тропинина».

Лекция № 1

«Зарубежный натюрморт: история идеи от Античности до Золотого века.»

20 ноября, 13:00

Лекция № 2

«Русский натюрморт. Что искали художники в «мёртвой природе»?»

4 декабря, 13:00

Лекция № 3

«Пейзаж. Путешествия за рамки картины.»

История Западноевропейского пейзажа от Античности до к. 16 в.

18 декабря, 12:00

 

Лекция № 4

«Пейзаж. Путешествия за рамки картины.»

История Западноевропейского пейзажа 17 — начало 19 вв.

15 января, 13:00

 

Лекция № 5

«Пейзаж. Путешествия за рамки картины.»

История пейзажа в русской живописи второй половины 18 — первая половина 19 века.

19 февраля, 13:00

 

Лекция № 6

«Пейзаж. Путешествия за рамки картины.»

История пейзажа в русской живописи вторая половина 19 века — начало 20 века.

12 марта, 13:00