Храня память о Феликсе Евгеньевиче Вишневском и продолжая его традиции, музей В.А. Тропинина тесно сотрудничает с коллекционерами, приглашая их к участию в выставках и просветительских проектах.
Продолжая традиции Феликса Евгеньевича Вишневского, музей В.А. Тропинина тесно сотрудничает с коллекционерами, приглашая их к участию в выставках и просветительских проектах. Частное собирательство произведений искусства одно из важнейших форм сохранения культурного наследия. Коллекционирование в России имеет сложную и не столь продолжительную историю, но значение его в русской культуре сложно переоценить.
История музея Тропинина переплетена с именами многих крупных коллекционеров XIX – XX веков. Особняк, в котором размещен музей сегодня, принадлежал в конце XIX века купеческой семье Петуховых, создавших в своем доме один из центров культурной жизни Замоскворечья на рубеже веков. Николай Григорьевич Петухов (1879–1965) – последний представитель династии в особняке, после революции хранил собрание произведений живописи и предметов старины, вместе с библиотекой, всего в трёх комнатах, отведённых ему для проживания. Но — «genia loci» (лат. гений места), как могли бы сказать в XVIII веке. Традиция возобновилась, и в доме заняла свое место другая художественная коллекция – Ф.Е. Вишневского.
Разговор о частном собирательстве звучит почти в каждом зале экспозиции, в них истории выдающихся коллекционеров XIX, XX веков.
Символично, что одним из первых приобретений Ф.Е. Вишневского стал портрет Сергея Михайловича Голицына работы В.А. Тропинина. Известный московский вельможа, устроитель усадьбы Влахернское (Кузьминки) был ценителем изящных искусств. Получив от своего дяди Александра Михайловича Голицына по наследству управление Голицынской больницей, он достроил при ней первый публичный музей, в котором экспонировались полотна крупнейших мастеров западноевропейской живописи XVII–XVIII веков, собранные С.М. и Д.М. Голицынами. 477 картин немецкой, австрийской, итальянской, голландской, французской живописных школ: портреты кисти А.Р. Менгса, Г.Ф. Фюгера, жанровые композиции и пейзажи А. Браувера, Д. Тенирса, Рембрандта, Г. Доу, П. Веккио, Я. Бассано, Н. Пуссена, С. Бурдона. Многие из них сейчас представлены в Государственном Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Открывшийся в 1810 году музей просуществовал недолго, всего восемь лет – было принято решение распродать коллекцию, чтобы использовать помещения для дополнительных больничных корпусов.
В первом зале можно увидеть портрет графа Платона Николаевича Зубова (1798–1855) кисти В.А. Тропинина – еще одного страстного коллекционера, ценителя итальянского искусства. Рядом же можно увидеть представителя другого сословия, купца, директора Коммерческого Банка – Алексея Ивановича Кусова (1790–1848). В собрании живописи семьи Кусовых были произведения многих известных художников той эпохи, в том числе В.А. Тропинина.
Во втором зале – портрет В.А. Томиловой (1800-е) кисти В.Л. Боровиковского. Варвара Андреевна была женой Алексея Романовича Томилова (1779–1848) – известного коллекционера первой половины XIX века, стоявшего у истоков формирования Общества поощрения художеств. Томилов обладал одним из лучших в России собранием офортов Рембрандта, приобретал графические произведения своих современников – В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, А.О. Орловского, А.К. Айвазовского. Переходя в том же зале к главной жемчужине музейного собрания – «Кружевнице» (1830-е), мы вспоминаем о Русском музеуме Павла Петровича Свиньина (1787–1839) – издателе, художнике и известном собирателе русских древностей. Именно в его коллекцию попал первый вариант этой знаменитой работы В.А. Тропинина, находящейся сегодня в экспозиции Третьяковской галереи. В то время Русский музеум обладал выдающимся собранием памятников русской культуры – помимо картин, в нём были скульптуры, исторические медали, жетоны, даже «минералогический кабинет».
В истории бытования другого шедевра позднего творчества В.А. Тропинина – жанровом портрете «Девушка с горшком роз» (1850) – вписано имя крупнейшего коллекционера третьей четверти XIX века, купца Василия Александровича Кокорева (1817–1889), почетного члена Императорской Академии художеств. В 1862 году им была открыта Московская публичная картинная галерея, получившая название Кокоревской. Более 500 произведений входили в эту знаменитую московскую коллекцию, в которой было шесть работ В.А. Тропинина (в том числе «Девушка с корзиной роз»), около двадцати пейзажей И.К. Айвазовского, картины П.А. Брюллова. Шедевры демонстрировались в специально выстроенном здании: верхний этаж состоял из восьми залов, на нижнем приспособлено помещение для лектория. Однако уже 1870 году в связи с финансовыми затруднениями Кокорев продал основную часть коллекции министерству Императорского двора, а ряд произведений живописи и скульптуры попали в другие известные собрания – П.М. Третьякова и Д.П. Боткина.
Рассматривая авторское повторение картины П.А. Федотова «Вдовушка» (1852) можно вспомнить и о деятельности знаменитого мецената и собирателя русской живописи купце К.Т. Солдатенкове (1818–1901), также создавшего свою картинную галерею. В его кабинете в особняке на Мясницкой улице висел первый вариант картины «Вдовушка» (с зеленой комнатой), который сегодня находится в фондах Ивановского художественного музея.
Два зала в современном пространстве музея В.А. Тропинина отведены для временных экспозиций, сегодня они открыты для частных коллекций разных направлений изобразительного искусства.
История продолжается…