logo logo
Часы работы:
вт., ср., пт., сб., вс.
11:00 - 19:00
чт.
13:00 - 21:00
пн.
выходной
Последний вторник месяца - санитарный день

Выставка “Выход в свет. Балы и салоны в Москве XIX века.”

6 Мар - 24 Июн
КУПИТЬ БИЛЕТ

7 марта 2023 г. в Государственном музее-заповеднике «Остафьево» – «Русский Парнас» открывается межмузейный проект – выставка «Выход в свет. Балы и салоны в Москве XIX века». Впервые в Остафьево из собрания столичного музея В.А. Тропинина и московских художников его времени прибудут 73 произведения искусства, среди которых лучшие образцы акварельных и живописных работ, выполненных знаменитыми мастерами: В.А.Тропининым, О.А. Кипренским, Н.А. Заваруевым, П.Ф. Соколовым, А.П. Брюлловым, Р.К. Жуковским, Д. Ортолани, П.З. Захаровым-Чеченцем и др.

XIX век называют Золотым веком в истории культуры России. В эту прекрасную эпоху были созданы наиболее значимые произведения в области литературы, музыки, изобразительного искусства и архитектуры, получившие мировое признание. Высокая культура российского общества этого периода и его светская жизнь стали предметами исследования совместного выставочного проекта двух музеев. Шедевры живописи и графики из собрания Музея В.А. Тропинина в интерьерах Музея-заповедника Остафьево рассказывают о традиции светских собраний от петровских ассамблей XVIII века до балов, маскарадов, домашних салонов, званых вечеров, ставших центральными местами общения знати XIX столетия. Воссоздать настроение и атмосферу эпохи помогают бальные костюмы Дарьи Еремеевой – коллекционера, художника и реконструктора.

 

Эстетический идеал человека XVIII столетия транслируют «Портрет неизвестной с нотами на фоне пейзажа» Ортолани Д-Б. и «Портрет П.В. Завадовского» Лампи-старшего (?). Дворянский мужской костюм XVIII века, демонстрирующий роскошь и праздность, сменяется строгим и сдержанным костюмом делового мужчины века промышленной революции. Дама, напротив, становится щедрым потребителем дорогих нарядов и изысканных аксессуаров. Женская мода XIX века переменчива: от прямых платьев в стиле ампир в начале столетия к романтичным образам 1830-х годов с максимально пышным кринолином, к концу столетия уступившим место турнюру. Все это стилевое разнообразие выходного костюма представлено в экспозиции на подлинных портретах и в исторических реконструкциях. Мода в России обращалась к костюму французскому, английскому, а в конце века для выхода в свет стали популярны платья в русском стиле. Одно из них можно рассмотреть в этюде кисти Василия Тропинина к портрету Екатерины Ивановны Карзинкиной.

 

Праздник начинался с подготовки к балу. На выставке представлены подлинные атрибуты дамского и мужского туалетов. Суматоха перед выходом в свет ярко изображена в композиции «Сборы на бал в купеческом доме».

Первый бал или салон становились для молодежи «выходом в свет», возможностью представить себя в обществе, а потому подразумевали подготовленность участников. В образовании дворянина, наряду с другими науками, обязательным было обучение музыке, рисованию и танцам. Детей рано начинали обучать этикету, манерам, искусству одеваться. Великие князь Александр Николаевич и княжна Мария Николаевна в акварели А.П. Брюллова дают представление о самых юных участниках светской жизни.